Диссертация семья

Работа выполнена на кафедре социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. А 518.

Научные руководители - доктор философских наук, профессор. I - кандидат философских наук Мацковский М. Адрес: Вильнюс, ул. Мичурина, д. Анализ современного состояния семейно-брачных отношений выявляет ряд, чаще наблюдаемых в городских семьях, негативных тенденций, которые проявляются в неустойчивости брачных союзов, увеличении доли неполных семей, в усилении внебрачных связей, в участившихся случаях, отказов родителей от детей и т.

Вакарчук, Святослав Иванович

Работа выполнена на кафедре социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. А 518. Н Косыгина, кафедра философии 2011 Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент Кржевов B.

Все этапы жизненного пути индивида, равно как и все самые острые проблемы человечества в том или ином виде представлены во внутрисемейных взаимоотношениях. На протяжении всей истории человечества семья всегда воспринималась не только как непреложная жизненная реальность, но и как проблема: Что такое семья?

Каковы ее основания? Какой, в конце концов, надлежит ей быть? Нуклеарной или расширенной? Добровольной или принудительной? Каково соотношение наслаждения, обязанностей и страдания внутри самой семейной действительности?

Является ли сущность семьи постиндустриального общества универсальной, инвариантной и обусловленной логикой экономического развития или же она в значительной степени определяется культурными, этническими, религиозными и нравственными параметрами общественных организмов?

В социально-философском измерении семья выступает как социальная общность и форма бытия, микросистема социальных связей и отношений, элемент социальной структуры общества. Семья является важнейшим институтом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни. Семейный вопрос в России: монография. Меркушова, 1903. Семья как микроструктура общества испытывает на себе влияние всех протекающих в нем процессов.

В соответствии с новыми потребностями социума изменяется структура семьи, ее функции, характер взаимоотношения членов семьи, связи с внешним миром и так далее. Однако несомненно и обратное влияние семьи на общество, обусловленное тем, что в ней совершается сложный и тонкий процесс многостороннего формирования будущего человека. В семье шлифуются грани личности, развивается её внутренний мир, происходит постепенное вхождение в культуру социума. Человек в семье получает основы сознания и характера, здесь складываются его взгляды и установки, моральные и волевые качества, понятия о своих обязанностях перед обществом, его мировоззренческая убежденность и социальная направленность.

Именно от того, что получит человек в семье и что впоследствии он привнесет в социум, во многом зависит специфика развития общества. Актуальность диссертационной темы обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает семья в Корее.

Необходимость в социально-философском осмыслении феномена семьи диктуется тем, что с конца 1990-х годов данная проблематика стала весьма злободневной для Кореи. Это было связано с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями.

В течение последних сорока лет Южная Корея совершила экономический рывок, которому найдётся мало аналогов в мировой истории. Страна, которая менее полувека назад по основным макроэкономическим показателям заметно уступала Нигерии, в последние годы вышла на уровень государств Европейского содружества. Корейцы старшего поколения в своём большинстве родились в крестьянских семьях, уклад жизни которых мало изменился с XV века.

Сейчас те же самые люди живут в одной из самых высокотехнологичных стран планеты. К историко-культурным факторам, которые сделали возможным "корейское экономическое чудо", относятся высокая трудовая культура, склонность к дисциплине, лояльность, пиетет по отношению к старшим, уважение к образованию.

Однако самый существенный вклад в индустриализацию страны внесла сохранившаяся в Корее патриархальная семья, которая поставляла на рынок труда исключительно дисциплинированных работников, готовых честно трудиться не столько ради куска хлеба, сколько во имя нравственного долга, и одновременно брала на себя все риски, освобождая государство от выполнения функций по социальному обеспечению граждан.

Конфуцианская традиция в Корее на протяжении многих столетий придавала семье приоритетное значение, ставя ее на первое место в числе коллективов, к которым принадлежал каждый индивид. Долг перед семьей был высшим долгом человека, а сохранение патриархальной семьи — одной из самых почитаемых добродетелей. В настоящее время семья в Корее переживает отнюдь не лучшие свои дни: она оказалась под воздействием сразу нескольких сопряжённых процессов, затронувших общество. Это, прежде всего, глобализация и информатизация социума, а также стремительное развитие основных черт общества массового потребления.

Наиболее мощное влияние на семью оказали постоянно растущая эмансипация индивидов, многовариантность свободного субъективного выбора, социокультурный плюрализм, обострение проблем, связанных с распадом институтов традиционной культуры.

Индивидуалистически ориентированный западный мир сталкивается со многими проблемами, центром которых является кризис семейности дезинтеграция структуры семьи, гедонистическая культура свободного секса и разводов, изоляция старых и престарелых, высокий уровень молодежной преступности и самоубийств. Корейской культуре за счет гибкого синкретичного сочетания новаций и традиций удалось значительно минимизировать перечисленные негативные влияния и выработать альтернативную траекторию развития семьи и общества.

Степень разработанности темы. Разработка проблемы семьи занимает весьма скромное место в социально-философской литературе Кореи. Ею преимущественно заняты демографы, психологи, социологи и другие представители частных, прикладных областей знания. Их усилиями собран богатый эмпирический материал, но вместе с тем до сих пор семья исследуется сугубо функционально, специфически, без проведения философского анализа ее сущности.

Иными словами, предается забвению тот факт, что именно социально-философские исследования призваны стать основой целостной, динамичной и ценностной картины воззрений на семью и семейные отношения, что, обобщая накопленный междисциплинарный материал, они дают ориентиры развития семьи в будущем. Социально-философский анализ предполагает рассмотрение семьи, прежде всего, как фундаментальной категории социального мира, как подсистемы общества, особой сферы бытия человека в мире.

Именно с этих позиций семья исследуется в данной диссертационной работе. В связи с этим автор в своем исследовании опирается в основном на материалы западных и российских теоретиков. Семья и семейные отношения в социально-философских работах рассматриваются по нескольким векторам. Возникновению и эволюции брака и семьи посвящены работы И. Бахофена, Э. Вестермарка, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Дж. Леббока, Ю. Липперта, Б. Малиновского, П. Сорокина, Ф. Энгельса, а также российских исследователей - М.

Ковалевского, Г. Кунова, Ю. Семенова и др. История философского осмысления семьи открывается трудами Платона и Аристотеля. Анализ семьи и ее роли в обществе содержится в произведениях Ж. Руссо, Т. Гоббса, И. Канта, Ф. Фихте, Г. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Ч. Кули, Дж.. Философско-религиозный аспект исследования пола и семьи глубоко проанализирован в работах русских философов, таких как H. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, B. Соловьев и др.

Особый вклад в изучение семьи как подсистемы общества внесли представители российской социальной мысли - А. Антонов, И. Бестужев-Лада, С. Голод, И. Кон, М. Мацковский, А. Харчев, а также западные исследователи - У. Гуд, А. Карлсон, Р. Хилл, Ч. Филлипс и др. Обращение к феномену семьи как к социокультурной ценности было характерным для исследований второй половины 1990-х гг. Данная проблематика хорошо представлена в работах С.

Голода, Т. Гурко, О. Здравомысловой, Л. Карцевой и др. Анализ семьи как универсальной ценности и как побудительного мотива для индивидуального поведения личности нашел отражение в работах М. Мацковского, В. Жукова, В.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Диссертация, работа, семья: как найти время и «не разорваться»?

Семья в условиях трансформации современного российского общества: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ , кандидат психологических наук.

Народные речения в сжатой и емкой форме воспроизводят совокупность мнений, выработанных народом, и дают возможность обнаружить значимые метальные ценности, отражающие философию и психологию этноса. Лингвокультурный подход к пословицам в настоящем исследовании позволяет выявить некоторые особенности языковой системы и норм поведения в их взаимосвязи, что помогает сделать межкультурное общение адекватным Представляется интересным проследить миропонимание, менталитет англичан, турок и татар на примере фрагмента пословичных картин мира, описывающих семейную жизнь человека Сопоставительное лингвокультурологическое исследование провербиального фонда трех рассматриваемых языков дает возможность пронаблюдать общее и культурно-национальное в английских, турецких и татарских паремиях. Многие психологические исследования ценностей подтверждают, что различные возрастные и социальные группы людей на первое место ставят семью и близких. Выбор паремиологического уровня данного концепта не случаен, так как пословицы служат универсальными и уникальными ориентирами жизни, в частности и взаимодействия членов семьи как социальной микрогруппы При определении пословиц, их классификации и анализе в работе были использованы труды как английских исследователей пословиц ННоррика, Д Крэма, БУайгинга, ВМвдера, АЛейлора и др , так и турецких паремиалогов Омера Асыма Аксоя, Авдына Оя, Метина Юртбашы, Ихсана Курта и др , а также татарских фольклористов и лингвистов НИсанбета, ПХАхунзянова, Ф И Урманчеева, Х. Предметом изучения является анализ лингвокультуршогических особенностей паремий о семье в английской, турецкой и татарской языковых картинах мира в сравнотельно-сопоставительном аспекте Цель данной работы состоит в раскрытии лингвокультур! Факт общности этих двух больших классов единиц неоспорим, и у тех и у других очень много общего и генетически, и функционально Однако исследователи, оперирующие данными терминами, не отрицают возможность их разделения. Мы рассматриваем семантические и структурно-типологические критерии, позволяющие достаточно четко ограничить пословицы от поговорок. Наиболее разработанной является концепция, опирающаяся на семантическое различие между ними Среди критериев их дифференциации выделяются образность значения, бблыпая степень обобщенности и назидательно-оценочная функция пословиц. Татарский фольклорист X. Считаем, что характерные для пословиц обобщенность значения и директивная функция могут быть объединены в один критерий разграничения пословиц и поговорок. Пословицы выражают определенную закономерность, нравоучение, которые могут быть восприняты как постоянное правило Поговорка же - суждение частного характера, выражающее какую-то конкретную, хотя и типизированную ситуацию, которое не выполняет назидательную функцию Мы придерживаемся мнения, что и пословицы, и поговорки представляют собой краткие народные изречения, в грамматическом плане представляющие замкнутые предложения В соответствии с вышесказанным, формальный признак в качестве отличительного представляется нерелевантным Среди дополнительных критериев выделяются струкгурно-семаншческие различия пословиц и поговорок. Паремии как линтвокультурные тексты вызывают в сознании носителей языка определенную совокупность сведений, которая составляет культурно-исторический фон паремий. В докторской работе Т. Таким образом, подходом, способным углубить аягроцетрическую парадигму лингвистики, является также лингвокопгитивный анализ Каждая паремия имеет связь с определенным концептом как ключевым смыслом, подлежащим оценке Пословицы репрезентируют именно те концепты, которые представляют собой важную составляющую национального сознания определенной культуры и являются ядерным компонентом концептосферы народа. Они позволяют расширить средства вербализации концепта от отдельного слова до предложения. Вследствие учета концешуальности в тематическую группу включаются пословицы, которые не содержат лексических эквивалентов данной темы, но отражают ее определенный аспект. Существующие пословицы получают новое прочтение, нередко ироническое Меняется интерпретация речений, с заложенной в их структуре амбивалентностью Свидетельством изменения ценностных приоритетов может служить выбор паремии с утилитарным значением при наличии аналогичной по значению пословицы дидактического характера Следовательно, на основании данных анализа прецедентных текстов, а именно паремий, можно выявил,, какие культурные концепты доминируют в том или ином языковом обществе В третьем разделе данной главы анализируются некоторые особенности провербиальной картины мира, обосновывается необходимость межъязыкового сопоставления ее фрагментов Учитывая исходный предмет исследования настоящей работы - пословица как прецедентный текст — необходимо отметить существование особой пословичной картины мира. Она понимается нами как картина мира, объективированная в пословицах и отражающая эмоционально-ценностное отношение народа к миру Среди основных свойств провербиальной картины мира выступают нелинейность и вневременность Объективируя первый критерий, следует отметить, что пословицы, обладающие переносным значением, отражают два различных по характеру видения мира, придавая тем самым дополнительную пространственность этому фрагметпу языковой картины мира.

Глава 1.

Улан-Удэ, ул. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета. Автореферат разослан 20 августа 2007 г.

Москва, ул. Вильгельма Пика, д. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного социального университета: 129226, г. Ученый секретарь диссертационного совета, к. В последние десятилетия во всех сферах общественной жизни произошли глубинные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни, в том числе и семейной.

Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор Актуальность темы исследования. Популярный в последние десятилетия лингвокультурологический подход ориентирует исследователей на изучение культурно-универсальных концептов, содержание которых обусловлено как общностью человеческого бытия, так и национально-культурной спецификой. Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. Семья и теперь сохраняет высшую ценность, оберегаемую племенами и народами, общинными устройствами и государством, законами и общественными службами, нормами и обычаями повседневной жизни, мифами, древнейшими табу, религией, заповедями и традициями. Подавляющее большинство мужчин и женщин как в России, так и на Западе ориентированы на прочную, стабильную и счастливую семью. Как справедливо считает М. Семья как неотъемлемая часть мира человека откликается на все изменения, происходящие в экономике, политике, нравственности, общественной жизни.

Родился 14 мая 1975 года в Мукачево в семье физика, будущего ректора Львовского университета и министра образования Украины Ивана Вакарчука.

Семья как объект социологического изучения 1. Семья как агент первичной социализации личности 1. Семья и формирование жизненных стратегий старшеклассников 2. Место профессиональных ориентаций старшеклассников в системе их жизненных стратегий 2.

.

.

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Теория государства и права. Лекция 7. Правовые семьи. Правосознание и правовая культура
Похожие публикации